УТП АСУТП
Главная
Наши тренажеры
Измерения
Автоматика
Защита
Отзывы
Нормативные
документы
Соревнования
Контакты
Карта сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные документы

Российское акционерное общество энергетики
и электрификации «ЕЭС России»

НОРМЫ ГОДНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-12.305-99

Москва, 1999

РАЗРАБОТАН             Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации и финансового аудита РАО «ЕЭС России» и акционерным обществом «Главный вычислительный центр энергетики» при участии Московского энергетического института, Московского государственного университета, Новочеркасского государственного технического университета, Южного центра подготовки кадров предприятия «Южэнерготехнадзор».

ИСПОЛНИТЕЛИ        А.В.БЫКОВ, В.И.ЗАРУЦКИЙ, В.А.ЗИНОЧКИН (ГВЦЭ), Э.Н.ЗУЕВ (МЭИ), А.Н.ИВАНЧЕНКО (НГТУ), Н.Д.КУЗНЕЦОВ (МЭИ), И.И.ЛЕВЧЕНКО (ЮЦПК), В.В.ОХОТИН (ГВЦЭ), В.Ф.ОЧКОВ (МЭИ), В.А.САДЫКОВ (ГВЦЭ), А.Н.СЕРГЕЕВ (ДГИЭФА), Н.Н.ФАДЕЕВ (МЭИ), В.В.ЦАРЕВ (ГВЦЭ), В.Б.ХОЗИЕВ (МГУ).

УТВЕРЖДЕН              Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России»  02.06.1999г.

 

Первый заместитель Председателя Правления                                              О. В. БРИТВИН



НОРМЫ ГОДНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-12.305-99
Введен впервые
Срок действия установлен
с 01.10.1999г.

Настоящие “Нормы годности программных средств подготовки персонала энергетики” (далее в тексте - нормы годности) разработаны в соответствии с Законом РФ “О сертификации продукции и услуг”, утвержденным Верховным Советом РФ 10.06.1993г. N 5151-1, Законом РФ “О стандартизации”, утвержденным Верховным Советом РФ 10.06.1993г. N 5151-1, и государственными стандартами  [1 - 4].

Нормы годности устанавливают требования к программным средствам подготовки (ПСП), используемым для персонала предприятий энергетики Российской Федерации  на различных  этапах   производственной   подготовки [5 - 7], базируются на основе утвержденных ранее требований [8 - 11], современного уровня разработок и зарубежного опыта [12, 13], действующих стандартов [14 - 19], применяются совместно с “Положением о сертификации средств обучения и тренировки персонала энергопредприятий” [20] и «Положением об отраслевом фонде «Программные тренажерные и методические средства для подготовки персонала энергетики» [21].

Нормы годности состоят из :

  • функциональных норм годности программных средств подготовки;
  • программно-технических норм годности;
  • норм годности сопроводительной документации.

Нормы годности подразделяются на:

  • нормы годности тренажеров;
  • нормы годности автоматизированных учебных курсов и автоматизированных обучающих систем;
  • нормы годности учебно-тренировочных комплексов.

Нормы годности программных средств подготовки являются неотъемлемой частью фондов нормативных документов и правил сертификации ПСП.

Нормы годности ПСП обязательны для использования всеми участниками процессов создания и применения программных средств подготовки персонала энергопредприятий.

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ  СИСТЕМА  (АОС)  -  программное средство профессиональной подготовки  персонала, состоящее  из  одного или нескольких автоматизированных учебных курсов (АУК) и набора специализированных локальных тренажеров,  позволяющих осуществлять формирование  профессиональных  навыков и умений принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) объектов энергетики, рассматриваемых в содержательной части АУК.

1.2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС (АУК) -  программное средство профессиональной подготовки персонала, отвечающее требованиям методик  подготовки,  реализующее  предъявление обучаемому  графического и текстового материала нормативно-технической документации конкретного учебного курса и обеспечивающее контроль качества подготовки обучаемых.

1.3. КОМПЛЕКСНЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер,  предназначенный для совместной подготовки группы специалистов в полном объеме алгоритмов их деятельности или одного специалиста,  деятельность которого осуществляется по нескольким специальностям.

1.4. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер,  в составе которого  как модель объекта управления, так и рабочие места обучаемых и инструктора  реализуются на базе компьютерных средств.

1.5. ЛОКАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР - специализированный тренажер, в составе  которого  моделируется  отдельная  технологическая  система (функционально-технологический  узел,  техническое средство или группа средств и пр.)  и обеспечивается возможность подготовки персонала к выполнению части деятельности по своей специальности.

1.6. МОДЕЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО  - программное средство профессиональной подготовки персонала,  реализующее модель объекта управления,  но не обеспечивающее в полной мере выполнение требований, предъявляемых к тренажерам.

1.7. ПОЛНОМАСШТАБНЫЙ ТРЕНАЖЕР - комплексный тренажер, в котором с высокой степенью  подобия  воспроизводятся  реальные  рабочие места группы тренируемых специалистов.

1.8. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ (ПСП) - автоматизированные учебные курсы, автоматизированные обучающие системы, тренажеры и учебно-тренировочные комплексы, реализуемые на базе компьютерных средств.

1.9. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер для персонала конкретных категорий специальностей, предназначенный для подготовки к выполнению деятельности по этим категориям.

1.10. ТРЕНАЖЕР - программно-техническое средство  профессиональной подготовки персонала,  отвечающее должностным требованиям к персоналу и методик подготовки,  служащее для проведения и последующего  анализа  результатов тренировки,  реализующее модель объекта энергетики и задачи по управлению объектом  энергетики, обеспечивающее  контроль деятельности обучаемых и предназначенное для формирования у них  профессиональных навыков  и  умений принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) объекта энергетики в условиях реального времени управления,  определяемого технологическим процессом.

1.11. УЧАСТКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР - специализированный тренажер,  в составе  которого  моделируется  отдельная технологическая система (функционально-технологический узел,  техническое средство  или группа средств и пр.), и с высокой степенью подобия воспроизводятся соответствующие участки реальных рабочих мест обучаемых.

1.12. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС (УТК) - программное средство профессиональной подготовки персонала определенной специальности,  включающее достаточный набор АОС, специализированных и комплексных тренажеров, дополненное набором учебно-методических материалов,  необходимых  для  организации  конкретной стадии подготовки персонала данной специальности (группы родственных специальностей).

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА В ЭНЕРГЕТИКЕ

2.1. Организационные формы профессиональной подготовки персонала  на  производстве определяются  требованиями,  изложенными  в "Правилах организации работ с персоналом на  предприятиях  и  в учреждениях энергетического производства" [11].

2.2. Настоящие нормы определяют требования к программным средствам подготовки эксплуатационного персонала, непосредственно участвующего в производственном цикле энергопроизводства, и охватывают следующие категории работников:

  • оперативный персонал;
  • оперативно-ремонтный персонал;
  • оперативные руководители;
  • ремонтный и наладочный персонал;
  • руководящие работники и специалисты.

2.3. Настоящие нормы должны применяться для следующих организационных  форм работы с эксплуатационным персоналом:

  • подготовка по новой должности (профессии) со стажировкой и обучением на рабочем месте;


  • квалификационная  проверка знаний (с предэкзаменационной подготовкой):


    • правила технической эксплуатации;
    • правила пожарной безопасности;
    • правила техники безопасности и инструкции по охране труда;
    • правила промышленной безопасности (правила и инструкции по обслуживанию объектов,  подконтрольных Госгортехнадзору).


  • дублирование;


  • контрольные тренировки:


    • противоаварийные;
    • противопожарные;

  • инструктажи по ТБ:


    • вводный;
    • первичный;
    • повторный (периодический);
    • целевой (текущий);
    • спецподготовка;
    • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
    • непрерывное профессиональное обучение для повышения квалификации.

2.4. В процессе производственной подготовки используются следующие типы ПСП:

  • тренажеры и моделирующие устройства;
  • автоматизированные учебные курсы и автоматизированные обучающие системы;
  • учебно-тренировочные комплексы.

Для каждой формы организации работы с персоналом используются конкретные виды ПСП, специализированные под задачи этой формы подготовки. Применение конкретных ПСП для определенной формы организации работы с персоналом определяется методикой подготовки.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ГОДНОСТИ ПСП

3.1. Функциональные нормы годности тренажеров

Различают следующие основные элементы компьютерных тренажеров:

  • модель (база знаний) объекта управления;
  • модель рабочего места обучаемого;
  • модель рабочего места инструктора.

3.1.1. Нормы годности моделей объектов управления тренажеров

3.1.1.1. Построение модели должно базироваться на основе математического описания физических процессов, происходящих в реальном объекте.

Определение параметров моделей должно производиться на основе технологических характеристик оборудования и экспериментальных данных о работе объекта.

3.1.1.2. Допущения, принимаемые при построении моделей, должны обеспечивать воспроизведение качественно верной физической картины происходящих в объекте процессов во всех воспроизводимых на тренажере режимах работы объекта.

3.1.1.3. Должна обеспечиваться необходимая полнота моделирования, определяемая конкретной стадией подготовки: должны моделироваться все необходимые для этой стадии режимы работы, контролируемые параметры и органы управления объекта моделирования при наличии требуемого набора воспроизводимых аварий и отказов в работе технологического оборудования и устройств автоматики.

В техническом  задании на разработку модели объекта управления тренажера должны приводиться перечни следующих исходных данных:

  • нормальных и аварийных режимов работы объекта моделирования;
  • контролируемых параметров;
  • органов управления (регулирующей и запорной арматуры, насосов и пр.);
  • технологических схем и состава основного оборудования;
  • аварийных вводных.

Для конкретных видов тренажеров по согласованию с Заказчиком допускается сокращение перечня исходных данных.

3.1.1.4. Выход за пределы области моделирования объекта управления тренажера в ходе тренировочного процесса должен сопровождаться остановом тренировки с выдачей соответствующих сообщений обучаемому и инструктору.

3.1.1.5. Должна обеспечиваться достаточная точность модели - когда отклонение в поведении моделируемых параметров от поведения реальных параметров настолько мало, что практически не различается обучаемыми и допускается экспертами при приемке тренажера.

3.1.1.6. Должно обеспечиваться сохранение реального (а в ряде режимов - и ускоренного) масштаба времени при воспроизведении моделируемых процессов на ЭВМ тренажера.

3.1.1.7. Описание объекта управления тренажера может быть осуществлено в форме базы знаний. Содержание базы знаний должно обеспечивать возможность формирования необходимых навыков и умений персонала, вытекающих из требований ЕТКС, типовых описаний профессиональной деятельности, должностных инструкций и должно отвечать соответствующим организационным формам подготовки персонала (раздел 2).

3.1.1.8. Невыполнение требований п.п.3.1.1.1, 3.1.1.3., 3.1.1.5, 3.1.1.6. не позволяет рассматривать данное ПСП в качестве тренажера, но сохраняет возможности для использования его в качестве моделирующего устройства.

3.1.2. Нормы годности моделей рабочих мест обучаемых

3.1.2.1. Отображение информации о состоянии модели объекта управления на рабочих местах обучаемых в ПСП может осуществляться в форме:

  • мнемосхем с представлением значений контролируемых параметров и состояний органов управления;
  • графиков изменений во времени важнейших параметров;
  • компьютерных изображений пультов и панелей реальных рабочих мест объектов управления.

3.1.2.2. Наиболее полное представление об объекте обеспечивает использование всех форм отображения информации. Допускается применение ПСП, использующих только одну из форм - мнемосхемы или компьютерные изображения пультов и панелей. Графическое представление изменений параметров в ПСП желательно, но не является обязательным.

3.1.3. Нормы годности модели рабочего места инструктора

Модель рабочего места инструктора должна обеспечивать следующие возможности.

3.1.3.1. Возможность подготовки сценариев тренировок в виде:

  • рабочего задания обучаемому на выполнение тренировки;
  • задания возмущений (аварий и отказов в работе технологического оборудования, систем автоматики, их комбинаций);
  • задания исходного состояния объекта управления.

Целесообразным (но не обязательным) является обеспечение возможностей:

  • изменения масштаба времени моделирования (ускорения, замедления, реального масштаба времени);
  • останова процесса моделирования и возврата к исходному состоянию.

3.1.3.2. Возможность анализа результатов тренировки в виде:

  • воспроизведения сценария тренировки;
  • фиксации времени, затраченного на выполнение тренировочного задания (отдельных его этапов);
  • фиксации количества и типа ошибок, допущенных обучаемыми в ходе тренировки (на отдельных ее этапах);
  • фиксации срабатывания защит и блокировок.

3.1.3.3. Для тренажеров с динамической моделью объекта управления дополнительно должна обеспечиваться возможность фиксации изменения во времени важнейших контролируемых параметров (состояний органов управления).

3.2. Функциональные нормы годности автоматизированных учебных курсов

3.2.1. Информационное содержание учебных курсов должно включать в себя все знания, определяемые должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иной нормативно-технической документацией для конкретных категорий подготавливаемых специалистов, обеспечивая удовлетворение требований соответствующих организационных форм работы с персоналом.

3.2.2. Содержание учебных курсов должно отражать следующие моменты:

  • теоретические (базовые) основы функционирования рассматриваемого элемента объекта управления;
  • конструктивные (схемные) его особенности;
  • режимы и условия эксплуатации (монтажа) данного элемента;
  • типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации.

3.2.3. Использование АУК может обеспечить обучаемому возможность работы в режимах:

  • самоподготовки;
  • программированного обучения;
  • контроля знаний.

Допускается использование АУК, реализующего только один из указанных режимов работы.

Наибольшими дидактическими возможностями обладают АУК, включающие все режимы данного перечня.

3.2.4. Индивидуализация процесса обучения может быть достигнута путем представления материала АУК различного уровня сложности. Если АУК создается для группы родственных специальностей (например: обходчик, машинист, старший машинист, начальник смены котло-турбинного цеха, или: диспетчер электрических сетей, дежурный подстанции, электромонтер ОВБ), то перечень этих специальностей определяет количество уровней и требования к сложности представляемого материала в соответствии с п.3.2.1.

3.2.5. Информационная часть АУК должна сопровождаться активным использованием современных средств мультимедиа-технологии (компьютерная графика, фрагменты видеоматериалов, звуковое сопровождение). При выводе такой информации на видеомонитор целесообразно обеспечивать одновременное присутствие на экране текста и поясняющих его материалов.

3.2.6. При реализации АУК рекомендуется предусмотреть возможность использования его в режиме дистанционного обучения.

3.2.7. Результаты контроля работы обучаемых с АУК должны содержать:

  • время работы с конкретным разделом АУК (включая контрольные процедуры);
  • количество и тип ошибок, допущенных обучаемым при работе с АУК (возможна фиксация % правильных ответов по каждому из разделов АУК).

3.3. Функциональные нормы годности автоматизированных обучающих систем

3.3.1. К автоматизированной обучающей системе, как совокупности одного или нескольких АУК и набора специализированных локальных тренажеров, полностью применимы приведенные выше нормы для АУК и тренажеров (п.3.1. и 3.2.).

3.3.2. Модели рабочих мест инструкторов специализированных тренажеров, входящих с состав АОС, должны позволять отрабатывать на них все основные эксплуатационные и аварийные ситуации, описанные в содержательной части соответствующих АУК.

3.4. Функциональные нормы годности учебно-тренировочных комплексов

3.4.1. Состав и содержание АОС учебно-тренировочного комплекса должны обеспечивать возможность организации определенной формы подготовки персонала конкретной специальности (группы родственных специальностей), включая набор всех необходимых для подготовки по данной специальности учебных тем и сопровождающих их специализированных тренажеров, дополненный специальным учебно-методическим обеспечением.

3.4.2. Специальное учебно-методическое обеспечение УТК должно включать [7]:

  • анализ профессиональной деятельности персонала данной специальности (группы родственных специальностей), построение модели специалиста и реконструкцию предметного содержания профессиональной деятельности; анализ нормативных материалов по эксплуатации (обслуживанию) оборудования, анализ аварийности и реконструкцию динамики профессионализации персонала данной специальности;
  • программу и график обучения;
  • систему учебных средств: учебные схемы, учебные пособия, планы-конспекты инструкторов;
  • систему контроля (входного, текущего, выходного) и ведения документации;
  • методику использования программных средств УТК;
  • материалы для организации подготовки инструкторов, включая программу подготовки;
  • статистические данные и временные характеристики производственного учебного процесса.

Допускается использование УТК со специальным учебно-методическим обеспечением, содержащим:

  • программу и график обучения с указанием применяемых программных средств УТК;
  • примеры использования системы учебных средств, системы контроля.

4. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ГОДНОСТИ ПСП

Программно-технические нормы годности компьютерных средств подготовки определяют требования к конкретным реализациям ПСП на различных программно-аппаратных платформах.

4.1. Общие требования к ПСП

4.1.1. ПСП должны работать без сбоев, зависаний и преждевременных завершений по ошибке при любых действиях пользователя, работающего с программой.

4.1.2. Должна обеспечиваться совместимость ПСП, что означает правильную работу созданного ПСП на всех ПК заявленного разработчиком типа.

4.1.3. ПСП не должны производить никаких недокументированных и несанкционированных пользователем действий, тем более, если эти действия могут вызвать повреждения аппаратной части ПК или установленного другого программного обеспечения.

4.1.4. Запуск в работу ПСП должен осуществляться стандартными средствами операционной системы или операционной среды. Предварительная настройка ПСП (если таковая требуется и не осуществляется автоматизированно) также должна быть минимальна по объему и реализуема с использованием стандартных средств ОС.

4.1.5. После завершения работы ПСП должны полностью освободить все используемые ими для работы ресурсы (за исключением места на диске, требуемого для хранения протоколов работы, настроечной информации и т.п.).

4.1.6. При реализации ПСП рекомендуется предусматривать возможность их использования в локальной вычислительной сети, с индивидуальными настройками ПСП на каждой рабочей станции ЛВС и формированием общей базы протоколов работы.

4.1.7. Требования п.п. 4.1.1 – 4.1.5 являются обязательными для любых типов ПСП.

4.2. Требования к ПСП, функционирующим под Windows и UNIX

4.2.1. ПСП, работающие в операционной средах Windows и UNIX, должны максимально полно соблюдать принятые правила оформления рабочего поля программы (окон программы) и основные принципы построения пользовательского интерфейса.

4.2.2. ПСП, состоящие из нескольких запускаемых модулей, связанных между собой по смыслу, должны быть оформлены в виде единой программной группы, где каждый модуль должен иметь свою собственную отличную от других иконку-пиктограмму, наиболее полно отражающую его назначение.

5. НОРМЫ ГОДНОСТИ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПСП

5.1. Общие требования к сопроводительной документации ПСП

5.1.1. Сопроводительная документация ПСП должна давать полную информацию о возможностях и режимах использования ПСП, сопровождаться достаточным для раскрытия сути представленного материала количеством иллюстраций (видеограмм, фрагментов экранной информации).

5.1.2. Сопроводительная документация ПСП должна иметь вид электронного документа (рекомендуемый редактор – Word). Допустимые типы форматов записи и хранения электронных документов – doc, rtf, txt. Возможно также использование гипертекстовых документов в формате - html.

5.2. Нормы годности сопроводительной документации тренажеров

Сопроводительная документация сложных тренажеров в общем случае должна включать следующие документы:

  • руководство инструктора (описание интерфейса инструктора - возможностей подготовки сценариев тренировок, ввода аварий и отказов, фиксации и анализа результатов);
  • руководство обучаемого (описание интерфейса обучаемого - возможностей контроля и управления ходом моделируемых процессов);
  • руководство по эксплуатации тренажера (описание объекта управления, инструкции по эксплуатации в характерных для обучения режимах его работы);
  • руководство по работе с прикладным программным обеспечением тренажера:
  • описание прикладного ПО модели объекта управления (расчетные схемы, исходные уравнения и их упрощение,принимаемые допущения, используемые алгоритмы расчета, входные и выходные переменные, данные реальных объектов-прототипов (эталонных расчетов) и моделирования на тренажере);
  • описание прикладного ПО для интерфейсов инструктора и обучаемого (описание используемых видов информации, входных и выходных переменных);
  • руководство по работе с инструментальным ПО;
  • руководство по проведению тестирования и проверке работоспособности тренажера.

Для тренажеров, не содержащих инструментальных средств и систем тестирования, допускается их эксплуатация при наличии руководств инструктора и обучаемого.

5.3. Нормы годности сопроводительной документации автоматизированных учебных курсов

Сопроводительная документация АУК должна включать следующие документы:

  • руководство инструктора (описание интерфейса инструктора - возможностей настройки материала курса и контрольных вопросов на работу с конкретным обучаемым, фиксации результатов обучения);
  • руководство обучаемого (описание интерфейса обучаемого - возможностей выбора режима работы, уровня сложности изучаемого материала и пр.);
  • руководство по работе с инструментальным ПО;
  • руководство по проведению тестирования и проверки работоспособности АУК.

Для АУК, не содержащих инструментальных средств и систем тестирования, допускается их эксплуатация при наличии руководств инструктора и обучаемого.

5.4. Нормы годности сопроводительной документации АОС

К автоматизированной обучающей системе, как совокупности одного или нескольких АУК и набора специализированных локальных тренажеров, полностью применимы приведенные выше нормы для сопроводительной документации АУК и тренажеров (п.5.2. и 5.3.).

5.5. Нормы годности сопроводительной документации УТК

5.5.1. Нормы годности сопроводительной документации АОС и тренажеров УТК полностью соответствуют требованиям п.п.5.2 и 5.4.

5.5.2. Документация специального учебно-методического обеспечения УТК должна включать [7]:

  • анализ профессиональной деятельности персонала данной специальности;
  • программу и график обучения;
  • систему учебных средств: учебные схемы, учебные пособия, планы-конспекты инструкторов;
  • систему контроля (входного, текущего, выходного) и ведения документации;
  • методику использования программных средств УТК;
  • материалы для организации подготовки инструкторов, включая программу подготовки;
  • статистические данные и временные характеристики  производственного учебного процесса.

Допускается использование УТК с документацией по специальному учебно-методическому обеспечению, содержащей:

  • программу и график обучения с указанием применяемых программных средств УТК;
  • примеры использования системы учебных средств, системы контроля.

Формы заключений о выполнении норм годности рассматриваемым ПСП, а также перечни материалов, представляемых разработчиком для оценки ПСП, приведены в приложениях 1 – 8.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”,, утвержденным Верховным Советом РФ 10.06.1993г. N 5151-1.
  2. Закон Российской Федерации “О стандартизации”, утвержденный Верховным Советом РФ 10.06.1993г. N 5151-1.
  3. ГОСТ 26387-84 «Система человек-машина. Термины и определения». Государственный комитет СССР по стандартам. – М., 1984.
  4. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Комитет стандартизации и метрологии СССР по стандартам. – М., 1991.
  5. Дьяков А.Ф. Надежная работа персонала в энергетике. - М., 1990.
  6. Чачко А.Г. Подготовка персонала энергоблоков: алгоритмический подход. - М., 1986.
  7. Охотин В.В., Хозиев В.Б. Психолого-педагогическое обеспечение и компьютеризация подготовки персонала энергоблоков. - М.,1992.
  8. Основные научно-технические требования к созданию отраслевой системы подготовки эксплуатационного персонала энергопредприятий с использованием технических средств. РД 34.12.301.- М., СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО, 1987.
  9. Основные технические требования к комплексным тренажерам для подготовки эксплуатационного персонала энергоблоков тепловых электростанций. - М., СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО, 1988.
  10. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. -М., СПО ОРГРЭС, 1996.
  11. Правила организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства. РД 34.12.102-94. - М., 1994.
  12. Средства и методы подготовки эксплуатационного персонала электроэнергетики за рубежом (аналитический обзор). - М., АО “ГВЦ Энергетики”, 1995.
  13. Материалы отраслевой школы-семинара “Методические средства подготовки эксплуатационного персонала” (Санкт-Петербург, 1995). - М., АО “ГВЦ Энергетики”, 1995.
  14. American National Standart Nuclear Power Plant Simulators  for use in Operator Trainig, ANSI/ANS-3.5-1985.
  15. American National Standart Fossil Power Plant Simulators. Functional Requirements (Draft). ISA SP77.20, 1993.
  16. ГОСТ 28195-89 “Оценка качества программных средств. Общие положения”.
  17. ГОСТ 34.603 92 “Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем”.
  18. РИСО/МЭК 9126-93 “Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению”.
  19. Липаев В.В. Документирование и управление конфигурацией программных средств: Методы и стандарты. М.: Синтег, 1998.
  20. Положение о сертификации средств обучения и тренировки персонала энергопредприятий. – РАО «ЕЭС России», 1995.
  21. Положение об отраслевом фонде «Программные тренажерные и методические средства для подготовки персонала энергетики». – РАО «ЕЭС России», 1999.
Приложение 1 >>>
Приложение 2 >>>
Приложение 3 >>>
Приложение 4 >>>
Приложение 5 >>>
Приложение 6 >>>
Приложение 7 >>>
Приложение 8 >>>

 

 

© Учебно-тренировочный пункт АСУТП 2006-2020

Разработка Poirty.

Спонсоры проекта: